На грани коллапса: как коронавирус убивает туриндустрию Берлина

Аэропорт Тегель в Берлине в разгар пандемии COVID-19, 28 апреля 2020 года

Единственное, что сегодня можно купить в терминале А берлинского аэропорта Тегель – защитные маски для лица, парацетамол и витамины. Потому что аптека – это единственное, что открыто. Все остальные киоски, кафе, рестораны и магазины закрыты, банкоматы отключены, на стойках регистрации – ни души, на стоянке такси – ни машины, на остановке автобуса – ни одного пассажира.  Над аптекой – табло с расписанием вылетов, все они обслуживаются в соседнем временном терминале С. Два рейса в Мюнхен, два рейса во Франкфурт, один рейс в Хельсинки… И все. 

Все, что осталось от некогда переполненного аэропорта города с населением в 3,5 миллиона человек, занимавшего третье место по популярности в Европе среди туристов, после Лондона и Парижа. На летном поле Тегеля – десяток припаркованных самолетов в оранжевой ливрее европейской бюджетной авиакомпании EasyJet. Эти самолеты не летали с конца марта.

Полная отмена экскурсий как “экономическая катастрофа”

А экскурсионные автобусы компании Berlin City Tours не выходили на линию еще дольше – с середины марта. Два месяца назад в компании работали 120 человек – водители автобусов, продавцы билетов, менеджеры. Сегодня в офисе остался только генеральный директор Аксель Мисснер (Axel Mißner) и менеджер отдела персонала, а все остальные или еще отгуливают свои отгулы, или уже переведены на сокращенную занятость (Kurzarbeit) – эта модель позволяет компаниям в Германии сокращать рабочее время, не увольняя сотрудников; при этом им из бюджета государственного агентства занятости Bundesagentur für Arbeit выплачивается 60 процентов зарплаты (с четвертого месяца – 70, а в седьмого – 80 процентов).

Аксель Мисснер

“Для нас это экономическая катастрофа, – говорит Аксель Мисснер. – С 17 марта все наши доходы сошли на ноль”. Тридцать пять ярко-красных экскурсионных автобусов поставлены на прикол в гараже в районе Темпельхоф. Мисснер надеется, что его компания сможет возобновить работу хотя бы в середине лета. Он говорит, что повод для оптимизма ему дает неплохая ситуация с динамикой числа инфицированных в Берлине.

По его словам, автобусные экскурсии под влиянием пандемии изменятся – фирма планирует отделить водителя от салона пластиковой перегородкой, оснастить уличных продавцов билетов масками и перчатками и рассаживать клиентов в автобусах таким образом, чтобы между ними оставалось по полтора метра – то есть один ряд кресел. Мисснер уверяет, что билеты от этого не подорожают. Он уверен, что долго нынешняя ситуация продолжаться не может – полтора месяца без клиентов смогут пережить далеко не все, тем более весной, в начале высокого сезона.

Пустой отель и страх потерять работу

В отеле Palace через дорогу от знаменитого берлинского зоопарка… кипит работа. Пользуясь полным отсутствием гостей, администрация отеля начала ремонт в одном из корпусов, благо, что строительный шум никому не мешает. Генеральный менеджер отеля Михаэль Френцель (Michael Frenzel) управляет этой гостиницей 20 лет и говорит, что ничего подобного в своей жизни не видел.

С крыши берлинского отеля Palace – отличный вид на город

На вопрос, не боится ли он потерять работу, он отвечает: “Конечно, боюсь”. Но еще больше он опасается, по его же словам, за 240 своих сотрудников – всех их он также был вынужден перевести на сокращенную занятость. Он надеется, что рано или поздно отельный бизнес восстановится и что ему удастся сохранить все рабочие места. Но никаких прогнозов относительно сроков директор отеля делать не берется. Он лишь говорит, что государственная система сокращенной занятости – это единственное, что позволяет ему избежать вынужденных увольнений.

Туризм – ключевая отрасль берлинской экономики

В городском офисе по туризму говорят, что на полное восстановление туриндустрии в столице понадобится явно не один год. В прошлом году в Берлине было зарегистрировано свыше 34,1 млн ночевок, годовой оборот туриндустрии оценивается в 11,5 млрд евро, средний турист тратит в Берлине 205 евро в день (а средний бизнес-турист или участник конгрессов – 245 евро).

Буркхард Кикер

Сейчас генеральный директор VisitBerlin Буркхард Кикер (Burkhard Kieker) оценивает ежедневные потери города в 40-50 млн евро ежедневно. “Мы все – вся городская экономика – не можем себе этого долго позволить, – говорит он. – Медицина и защита жизни не должны противоречить друг другу. Увы, но я думаю, что несмотря на всю финансовую помощь со стороны федеральных и городских властей у некоторых наших партнеров будут большие проблемы с выживанием”.

В общей сложности в сфере туризма и культуры в Берлине занято порядка 235 тысяч человек, говорит Кикер. И не все эти рабочие места удастся сохранить. В то же время он уверен, что привлекательность Берлина как “витрины Германии” поможет очень быстро наверстать упущенное. Не за неделю или месяц, а за год. Или два.

Чтобы перезапустить туризм в Берлине, потребуется государственная программа поддержки, уверен он. Переговоры о ней уже идут, но конкретные сроки или детали не обозначены. Первым шагом к спасению туриндустрии, по словам Кикера, станут летние каникулы. “Поскольку этим летом путешествия за границу будут недоступны, – говорит он, – мы используем момент, чтобы привлечь немцев в наш благодушный и очень зеленый город, окруженный десятками озер”.

Источник: www.dw.com

No votes yet.
Please wait...
Поділіться своєю любов'ю

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *