Наличность — ключ к спокойствию. 8 советов бизнесу в период кризиса

Вероятность наступления мирового кризиса становится реальным сценарием.

Прогнозы аналитиков звучат все более пессимистично. Но нужно помнить: после любого кризиса начинается рост. И, как показывает практика, выживают не самые сильные или умные, а те, кто лучше смог адаптироваться к изменениям. 

Несколько дней назад руководство инвестиционной компании Sequoia Capital отправило письмо своим клиентам. В этом письме она дала ряд советов, как пережить кризис.

Главные рекомендации на своей странице в фейсбук проанализировал заместитель исполнительного директора от Украины в МВФ Владислав Рашкован. 

Что стоит делать бизнесу в условиях быстро назревающего кризиса:

1. Ожидайте и готовьтесь к худшему сценарию: многие компании уже увидели падение продаж. Это будет продолжаться, в том числе из-за поведения ваших потребителей. Пересмотрите свои планы продаж в сторону снижения.

Ожидайте разрывов в цепочках поставок – они неизбежны, особенно если вы зависимы от экспортно-импортных операций.

2. Разработайте и протестируйте процедуры работы с клиентами и сотрудниками удаленно – сможете ли вы поддерживать своих клиентов и работу компаний в условиях жесткого карантина?

Отмените ненужные международные поездки – это делает большинство компаний уже – как минимум 2-3 месяца это еще будет продолжаться. Научитесь коммуницировать через Skype, Zoom, Cisco. Это очень важно – логистика сильно пострадает в следующие несколько месяцев.

3. Наличность – ключ к спокойствию. Постарайтесь иметь достаточный запас денег на счетах для ведение своего бизнеса. Планируйте запасы исходя из пересмотренных планов денежного потока, о которых я говорил в п.1 и 2.

Разработайте план на случай экстренных ситуаций – будет ли вам где взять деньги? Подумайте над сокращением ненужных и не обоснованных затрат своих компаний – вернетесь к ним после кризиса.

4. Фондирование – доступ к кредитам и финансированию может вскоре значительно ухудшиться, несмотря на попытки НБУ возобновить кредитование. Банки будут очень осторожны.

Рекомендую, во-первых, пойти взглянуть в глаза своему банкиру – вам очень нужна будет его помощь в следующие месяцы. Обсудите с ним открытие/возобновление/расширение кредитных линий.

Особенно рекомендую это сделать, если банкиры – международные (как минимум проверьте, что они будут поднимать трубку на телефона в ответ на ваш звонок).

Менеджерам компаний также рекомендую пойти к своим акционерам – узнайте, готовы ли они финансировать ваш бизнес в течение нескольких кварталов в случае провалов продаж или отказа банков. Не рассчитывайте на привлечение новых денег – они сейчас все в золоте и американских казначейских обязательствах.

5. Проверьте, не слишком ли у вас раздутый штат – да, это больно, но кризис приводит к увольнению части людей. Делается это часто в том числе для того, чтобы компании в кризис могли выжить и в будущем вернуться снова к найму.

Глупо всем вместе идти на дно. Сейчас самое время подойти критически к этому вопросу.

6. Отложите не 100% обязательные капитальные инвестиции – опять-таки в период высокой неопределенности и турбулентности не время бравировать тем, что несмотря на кризис вы можете продолжать что-то строить.

Но при этом не останавливайте ключевые проекты (особенно если запас наличных комфортный), которые могут создать для вас конкурентные преимущества в период и после кризиса. Но принимайте такие решения только на трезвую голову и желательно рядом с финансовым директором.

7. Планируйте свою работу с мыслью, что кризис — не на одну неделю. Оптимистичные сценарии предполагают нормализацию работы бизнеса по всему миру и международной торговли к концу второго квартала 2020 года.

Это в случае, если в Европе, США и Юго-Восточной Азии смогут остановить распространение короновируса. А если нет? Уровень неопределенности очень высок. Уровень волатильности также. Ситуация может начать ухудшаться, и показатели бизнеса будут ухудшаться в течение всего 2020 года. Будьте к этому готовы.

8. Кризис – это в том числе и возможность. Возможность для тех, кто, по словам Талеба, не окажется хрупкими и не сломается под стрессом.

Такие компании в период хаоса находят новые возможности и фактически усиливаются от непредвиденных и нежелательных внешних факторов. Но таким антихрупким компаниям нужна «опциональность», нужна мобильность и гибкость, как в управлении, так и в ответных стратегиях.

Источник: www.take-profit.org

No votes yet.
Please wait...
Поділіться своєю знахідкою

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *