Протестанты и пандемия: в Германии закрыты церкви, но не приходы

В Церкви Chistophoruskirche в берлинском районе Шпандау

Закрытые на Пасху церкви – нонсенс, на первый взгляд. Но Евангелическая церковь Германии адаптировалась к реалиям пандемии, встретив в минувшее воскресенье, 12 апреля, главный христианский праздник года в крайне необычных условиях. Священники говорят, что работы у них стало больше, и что в общинах бурлит жизнь.

Разговор с “пастором-хипстером”

Пастор подкатывает к Церкви Christophoruskirche на северо-западе Берлина на велосипеде, снимает шлем и здоровается с безопасной дистанции в два метра.

Пастор Виктор Вебер

Его зовут Виктор Вебер (Viktor Weber), ему 39 лет, он родился в Казахстане, а вырос на юге Германии, куда переехал с родителями, когда ему было восемь лет. С марта 2019 Вебер ведет службы в двух евангелических общинах берлинского района Шпандау.

С легкой руки одной из прихожанок его окрестили “хипстер-пастором” – за внешний вид и раскованный стиль общения. Это же прозвище – “хипстер-пастор” – он использует и в своем Инстаграм-аккаунте. Но то, что началось как шутка, в условиях пандемии стало реальностью – социальные сети превратились чуть ли не в основной канал связи с общиной. Ведь церковные службы, как и все массовые мероприятия, в Германии с середины марта запрещены.

Как работает церковь в условиях запрета богослужений

“Ускоренная дигитализация” – так описывает пастор Вебер происходящее в общине. По его словам, работы у него только прибавилось. Нужно, например, налаживать прямые трансляции служб на сайте общины для тех, кто постарше и кому чужд мир социальных сетей. Главная цель – помочь прихожанам преодолеть вынужденную изоляцию, в которой они оказались в результате пандемии.

“Церковь – это не здание, – говорит Виктор Вебер. – Это прихожане и их отношения друг с другом. Пусть здание закрыто, но люди продолжают общаться, в основном по телефону”. Свою задачу он видит в том, чтобы помочь прихожанам самоорганизоваться, найти креативные способы решения проблем в этой уникальной ситуации. А еще – “не забывать о старших и не потерять тех, у кого нет доступа в интернет”.

В Германии насчитывается 21,5 миллиона протестантов

Евангелическая церковь Германии – вторая по популярности в стране, протестантизм исповедуют порядка 21,5 миллиона жителей страны.

Евангелическая церковь Германии содержит много детских садов

Все они платят церковный налог, который удерживается с зарплаты. Его размер составляет 9 процентов от суммы уплачиваемого подоходного налога (в Баварии и Баден-Вюртемберге – 8 процентов). Эти деньги на нужды церкви собирают с граждан государственные налоговые органы (и получают за это комиссию – от 2 до 4,5 процента в зависимости от региона). В 2018 году Евангелическая церковь Германии собрала рекордные 5,79 миллиарда евро церковного налога.

Другой важный источник финансирования – государственные дотации на проекты на благо общества. И главный среди них – евангелические детские сады (2,2 млрд евро в год).

Из 45 пунктов выдачи продуктов малоимущим в Берлине осталось три

Но детские сады и школы закрыты, как и большинство пунктов выдачи помощи малоимущим. Из 45 в Берлине работают только три. Один из них под названием Leib und Seele (“Тело и душа”) при Церкви Passionskirche в берлинском районе Кройцберг. Раз в неделю, по четвергам, здесь с 11 до 13 часов раздают продукты малоимущим. Очередь некоторые из них начинают занимать заранее, спрос растет.

Очередь к раздаче помощи малоимущим

“Я рада, что мы можем продолжать помогать людям, несмотря на все происходящее”, – говорит пастор Дёрте Гюльцов (Dörthe Gülzow). По ее словам, после начала пандемии в церковный благотворительный проект пришли новые молодые волонтеры, которые заменили пожилых помощников, оказавшихся в “группе риска” и отправленных на самоизоляцию по домам.

“Для нашей общины социальные проекты даже важнее богослужений, – продолжает пастор. – И когда месяц назад были объявлены меры по сдерживанию распространения вируса, мы первым делом стали обсуждать не то, как организовать онлайн-трансляцию богослужений, а как сохранить проект помощи малоимущим”.

Пастор Дёрте Гюльцов

За два часа работы пакеты с продуктами получают порядка 80 человек, раз за разом их становится больше. Что заставляет членов общины в разгар рабочего дня раскладывать продукты по пакетам? “Это наша миссия, – говорит пастор Дёрте Гюльцов. – Если мы серьезно относимся к Библии, а Иисус для нас образец для подражания, то эта работа – и есть выражение нашей веры. Потому что в первую очередь надо заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Солидарность важнее любых онлайн-трансляций”.

Почему людям важно быть вместе

Но и трансляции очень важны. В этом уверен пастор из Северного Рейна – Вестфалии Ральф-Рюдигер Пенцек (Ralph-Rüdiger Penczek). Он указывает, что церковь объединяет людей не как абстрактный общественный институт, а как конкретная община в конкретном месте. Еще два года назад пастор открыл собственный канал на YouTube, так что стремительный переход в интернет не застал его врасплох.

Его канал называется “angedacht” (“помолившись” или “поразмыслив”). “Моя задача – заставить людей задуматься, а не предложить им готовые ответы на все вопросы”, – объясняет пастор. Раз в неделю он транслирует службу в интернете. “Увидеть свою церковь, услышать своего пастора – это то, что сегодня так надо людям. Им нужна теплота и чувство общности. И мы пытаемся восполнить это с помощью цифровых технологий”.

Но по живому общению скучает и он. “Мне не хватает людей. Не хватает прямого и непосредственного резонанса во время богослужения”, – признается пастор.

Источник: www.dw.com

No votes yet.
Please wait...
Поділіться своєю любов'ю

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *